Катерина (alert_ua) wrote,
Катерина
alert_ua

День перед Рождеством



Как только я приезжала в Кривой Рог, тут же шла на речку. Речка была имя собственное и именно на ней проводили время все мои друзья и я с ними.[длинный день]Посты мои будут со множеством картинок, потому что меня читает Лика, которая тоже с этой же речки. Девочкам рекомендуется ахать и охать, а мальчикам молчать, хотеть и сходить по моим маршрутам и себе.



Как видно по фото, погоду мне включили ясную, для фото подходящую, стоял морозец -10, земля была твердой и прочной, что очень даже было нам на руку. Но вот в фотоаппарате я случайно сбила настройки размера и у нас опять в эфире фотки форматом vga.

Хорошо провести детство среди камней. Камни никуда не деваются и если деревья вырастают, полянки заростают камышами, то камни остаются на тех же местах и прикоснувшись к ним можно подпитаться позитивными лучами из детства.



Моя поездка в Кривой Рог в августе 2015 года принесла мне кроме ярких впечатлений еще и парочку знакомых, ведующих увлекательную и интересную жизнь: велопоходы, сплавы на каяках и байдарках, вело-мероприятия. Например, перед Новым годом, уже пятый год подряд, велотусовка Кривого Рога устроила велопробег Дедов Морозов. И не просто они ехали красивые-бородатые, у них с собой еще были подарки, которые они дарили всем встреченным на пути детишкам!


Вот эти замечательные люди и дали мне контакт Анатолия. В тот раз у нас ничего не вышло, но у меня длинные руки и хорошая память и спустя 1,5 года через тех же людей, я повторно вышла на своего проводника и в итого получила мегазамечательное путешествие по нетривиальным местам Кривбасса, что научно называется урбан туризм.



Подземный ход. Сами понимаете, если я выросла в этих местах, то мне ли не знать этого хода. Ход всегда страшил и манил. В те далекие времена мои друзья вооружившись фонарем, одним на всех (это ж СССР, какие фонари?, легче было сделать факелы из камышей) отправились туда на разведку. Я увязалась с ними, во вьетнамках, которые к концу сезона держались обычно на гвозде или скрепке для бумаги.



Вход в подземный ход обычно завален старыми шинами, железяками и прочим мусором, что недолго и ногу сломать. Я же в своих вьетнамках была явно слабое звено.  Среди детворы ходила легенда, что ход этот начинается у нас на Речке, а выходит аж на Лысой горе. Есть у нас и такая гора, сейчас она давно застроена дачами, но в мою бытность там 1979-1988, я помню что посреди горы был какой-то кирпичный люк/выход/лаз.



Мои  хлопцы пошли искать выход на Лысой горе, вооружившись одним фонарем и веревкой, а я засела на камешке их ждать. Вернулись они минут через 15. Глаза выпучены, волосы торчком, дышат паром.
- Там скелеты везде нарисованы на стенах фосфором! - сообщили мне они - Дальше много длинных ходов и мы чуть не заблудились.
Так я и жила тридцать лет и три года с мыслью, что подземный ход очень разветвленный, длинный и с фосфорными скелетами на стенах. Откуда фосфорные рисунки в СССР я даже не задумывалась, потому что если звучала волшебная фраза "от немцев осталось!" мы свято верили. Потому что у меня единственной среди всех был велик Мифа, немецкий с двумя передачами!  Чего уж про фосфор-то не верить?

Когда мой новый друг (год выпуска моей дочуры и Близнец по гороскопу) предложил мне сходить в этот ход, этот туннель моих детских страхов и мечтаний, я поняла - это наш человек. А кода он еще и с сапожками для Золушки пришел... однозначный зафренд и дружба на веки-вечные пока я не посмотрю все промки Кривбасса, а он все муралы Киева )



Почему-то добрым словом вспомнились все мои проводники, и слово доброе я скажу
Руська - его я нашла на Керченском форуме, сказала: - Здравствуйте, я ваша тётя из Киева я хочу на Щелкинскую АС. Потом я сказала: - Я буду у вас жить. И жила. И приезжала еще и в следующем году.
Он мне показал весь Керченский полуостров, показал все, что знал и любил сам, показал так, как показываю я самое дорогое и любимое мной в Киеве.
Он честно ходил на референдум и хотел КрымНаш. Работал в Керченском порту 25 лет, подрабатывал экскурсиями по катакомбам. Зарплата у него была 250 грн. в неделю, а у меня 250$. Когда началась вся эта беда у нас, он искренне верил, что русский мир принесет в его жизнь добробут. Сейчас мне жаль и его и нас и всех. И вороття нет. Но вспоминаю я его с добром и благодарностью.





Опять же Саня dniprovych вы думаете, что мы с ним давние дружбаны? Ну я тоже так думаю, он вообще считает, что я якась його родичка, троюрідна сестра. Саня, тебе я тоже рекомендую повторить мой индастриал-трип по Кривому Рогу. Саня водил меня в заброшенный город Орбита и по серебряному кольцу Черкасс.



Дениска, кстати, тоже мой проводник, он меня водил в Кловский ручей и с того момента как мы там наклюкались глинтвейна под Крещатиком, наша дружба стала более дружбой, чем общением.



Вообще я не собиралась писать об этом. Но когда я сажусь за клавиатуру, оно само как-то из меня пишется.
Как вы поняли по фото, подземный ход, очень маленький. Это постройка дореволюционных времен, и здесь хранили порох. Рядом находится давно заброшенный гранитный карьер. А через речку еще один, тоже заброшенный и уже затопленный - народ туда приезжает купаться.

А мы покидаем  Веселую дачу - так называется мой поселок, и едем на трамвайчике куда-то в район рынка. Надобно заменить, Кривой Рог я знаю плохо, во-первых по молодости лет тусила я только в своем центрально-городском районе и еще знала двухчасовой трамвайный маршрут от дома до жд вокзала. Все эти Севгоки, Югоки, Юбилейные и Гданцевка - для меня только названия, без привязки к карте. И познавать географию города я стала только в последние годы. Очень способствует этому пешая ходьба и велик.



На реке Ингулец строят плотину, вообще же в городе все время что-то делается, в смысле улучшается. Местные жители ропщут на бюджет и мэра, но когда выпал снегопад, в Кривом дороги почистили вместе с тротуарами быстрее, чем в Киеве.
Скажу непопулярное: если общественность желает снести Арку дружбы народов и вообще все памятники и символы дружбы с РФ, то начать я считаю нужно с батька нашего Богдана. Ибо с него все и началось, не?



Дома в Кривом Рогу красят в характерный цвет руды, вообще весь город почти в одной цветовой гамме.
В районах где работают шахты по добыче железной руды все вокруг и так рыжего цвета, без покраски.



Прошу любить и жаловать - Анатолий. Движение наше выглядело как "следуй за мной"  ходит он быстро, а я же волоклась в хвосте и все фото мои в основном его тыльной стороны )



Погода вела себя согласно прогнозу на Гисметео - стала сыпать снежная крупа. Я расстроилась, потому что хотелось красивых видов и кадров.



Но виды мне включали исключительно кирпиче-выкладывательные и проволоко-перекусываемые.



Страшно было, передать не могу как. Анатолий держал меня за рукав, но мне для большей безопасности хотелось лечь на землю, прилипнуть к ней, обездвижится и желательно метрах в 10 от этой черной дыры.
Ощущения непередаваемые, давно уже подзабытые и очень мною любимые. Нет, Дениска, спустится туда нельзя. Это вентиляционная шахта, метров 100 глубиной. Рядом было Криворожское кладбище - ну все как я люблю.



Это   водопропускная труба для отвода лишних вод с кладбища





Проход под железнодорожным полотном, постройка 1884 года. Всего их подобных в Кривом Рогу несколько и все разные по виду.



Конечно же я знала об ожидаемых -22 градусах на эти выходные, но если у меня вся одёжа какая-то не походная, то всё чем я могла себе помочь, это три слоя шмоток: термобелье Kifa (Николаев, рекомендую), полартек от Швейной сотни Фонда ДМ (поддержать, они шьют для фронта годные вещи) и флисовая куртка из секонда в Славянске с флисовыми утепленными штанами для бега.
И как только я собралась на Лесной секонд прикупить себе какой-то лыжный куртец и штаны - его спалили!



Но вернемся к вечному и прекрасному - камням. Я теперь хочу сфотографировать все 12  переходов.



И в каждом загадать желание.





Места здесь глухие, люди ходят разные



Мы прошли мимо стоящего жд состава, так хотелось познакомится с машинистом и посидеть в кабинке! Но для знакомства ничего не было. Так как я шла не из дому, я даже для охранных собак ничего не взяла, не то что для охранников.
Как оказалось тепловоз ждал проезда другого состава по мосту, на котором велись ремонтные работы.



Ремонтники попрятались на специально-отведенных балкончиках и состав прошел. Когда  я сказала Анатолию, что наш мост на Карачунах тоже долго охранялся и там стояли будки с охранниками, которые шмаляли по нам камнями он не поверил. А каких-то 20 лет назад так оно и было.



Качество фото удручает даже меня, но других нет.



Расскажу про мост. Это не просто так мост, это мост имени Николая Апполоновича Белелюбского, русского ученого и инженера.
Мост был построен в рамках проекта Екатерининской железной дороги в 1884 году.
Городской мост в Киеве через Русановский проток, тоже проект Белелюбского.



Летом здесь все намного живописнее и фотогеничнее, но вы меня знаете - мы не ищем легких путей, потому что об чем тогда писать в ЖЖ?



Слева от нас виднеется Бурщицкий отвал НКГОКа.  Отвал - это  сброс отработанной породы (то что не нужное), вот как в Донецкой и Луганской обл. - терриконы, то в Кривом Рогу - отвалы. Эту породу (шлак) ссыпали, ссыпали в кучу, пока не получилась вот такая гора.



Потом отвал рекультивировали. Это значит, что обработали ее чем-то, что даст возможность на камнях расти сперва траве, а потом и деревьям. С детства я наблюдала голые пирамидки со ступенчатыми ярусами. Прошло каких-то 40 лет и они уже похожи на Карпаты. Т.е. урон нанесенный природе при разработке карьеров был восполнен.



А справа от нас отработанный карьер, который тоже находится на рекультивации. Внизу грунтовые и ливневые воды, которые сейчас не видны.



От высоты захватывает дух и ой как страшно, блин!



В этой ситуации радует, что мороз и снег сухой. Потому что мы выперлись на гряду. Здесь я думаю  о Дениске, которому бы это все очень понравилось, и конечно же вспоминаю прекрасные книги Арсеньева В.К.





У меня глаз-алмаз, меня бы можно было в снайперы отдать, если б я была усидчивой. Потому что в такую погоду и с такого расстояния я вижу, как из под земли вылезает мужик.
Черная точка на 12 часов ровно.



В день перед Рождеством много всяких тут шатается.





- А нам прямо, - говорит Анатоль.
- Туда? - спрашиваю я надеясь, что нет, нам точно не туда.
- Ну да, вон по этой тропинке. Да ты не бойся, я по ней летом на велике сьезжал.



Ну что вам сказать? Я конечно ой как бойся, но шла. Цепляясь за кустарник, траву и жалея, что после рекультивизации на криворожских скалах не вырос ягельник, за который так славно цеплялся Владимир Клавдиевич Арсеньев.



Спустились мы аж от того большого столба ЛЭП, да страшно, но шо ж теперь в походы не ходить?



Мы идем вдоль реки Ингулец по искусственному каньону. По нашей стороне идет гранитная скала, которую взрывами разрушили создав иное русло для течения Ингульца.







Далее 4 км. ходьбы по каньону





Иду и вспоминаю наш поход в ущелье Ихлара



Обратите внимание на четыре продольные линии на скале, они хорошо подчеркнуты снегом. Это специальные отверстия в скале, куда закладывали взрывчатку при подрывных работах для создания искусственого русла реки.



Некоторые заряды не взорвались и в скале остались сквозные отверстия





Подходим к огромной бетонной конструкции, по моему мнению предназначенной для удержания скалы от обвала.





Охотники за металлом побывали и здесь, за время наших прогулок маргиналов несущих железо мы встречали раза три. Что-что, а бетонные конструкции в СССР делать умели, это вам не квартиры строить.
Цена за кг. металла - 3 грн, за дюраль, электротехнический и пищевой  алюминий, кабель - 27 грн./кг.



Берегов нет, посадка/высадка пассажиров запрещена. Недалеко от жд моста был навесной мостик, похожий на наш карачуновский - но его тоже срезали на металл.



Спуск по насыпи в 100500й раз подтвердил, что самое правильное в моем гардеробе это ботинки  Lowa.



За безумие и отвагу - цветы в студию!



Если ты идешь под мостом по которому едет поезд - нужно загадать желание. Если ты идешь по мосту под которым проплывает  баржа или пароход - тоже нужно загадать желание.



Если твой друг прыгает как кузнечик по спиленным опорам моста, тебе не обязательно делать тоже самое.





Река начинает замерзать, прямо на глазах





Так тоже делать не обязательно



Колеса от Белаза настолько мимими, что их тут же хочется и в постановочное фото и в арт-инсталляцию и в фейсбук, что и было сделано.



Коробочка с тортами, о которых я говорила в предыдущем посте. Хоть Анатоль просил меня не рекламировать Рошен, но я не рекламирую, а просто рекомендую то или иное, что считаю хорошим. Толика я вот тоже рекомендую всем, кто захочет (а я очень недеюсь, что это будет Дениска сотоварищи) погулять как я.



Термокружка, НачВовин пидарунок на ДР, не выдержала -10 и 5 часов на улице. А жаль, в конце прогулки хотелось хлебнуть горячего кофею.





Размер всегда имеет значение



А мы дошли до вожделенного мною карьера ЮГОКа, туда даже возят экскурсии автобусом на смотровую площадку и надо бы и себе при  хорошей погоде, а пока мы выбираем лучшую точку съемки.





Но если фотопогоду выключили, то хоть лезь на столб - хоть не лезь, кадров не получится. Хотя смотреть на заснеженный карьер по которому как букашечки ползают огромные Белазы было очень занимательно.





В этом всё очарование путешествий, когда не все сталося, як гадалося



А если ко всему вас еще и охрана заметит, то придется бежать не смотря на возраст, боли в суставах, коленях и скрып в бедре.



А потом два километра (подумешь всего-то, а казалось, что все 10) валить в темпе танго не оборачиваясь.
Люблю своих друзей, за то, что зная все мои недостатки всё таки соглашаются брать меня в свои походы.
А незнакомые люди, соглашаюшиеся на такой крест - вроде меня, заслуживают комплиментов вдвойне.



Ну а потом, конечно началось покращання и цивилизация







ЮГОК постарался и отремонтировал старый мостик-развалюшку, облагородил территорию и навел порядок в парке.





Кто помнит, как во времена СССР люди из курортов привозили такую ротондочку с фото внутри, я жуть как завидовала владельцем таких вещей, но мама говорила: - Фуфуфу, мещанство это. Так и осталась я без ротонды со своими щами.



К моему удивлению мы вышли в знакомый мне парк! Наша прогулка длилась 3 часа и 13 км.
Дернула меня нелегкая добираться домой трамваями. Во-первых их было два, во-вторых познания в номерах маршрутов  у меня остались с 1988 года, и я как лох, пропустила свой трамвай. Ноги замерзли в камень, потому что в ботинки под язычок набился снег и ноги промокли  и начинали леденеть.
Снегоуборочная техника сновала и по дорогам и по рельсам.



Но благословенны будут криворожские трамваи в которых подогрев сидений. Я долго не могла понять что мне жарит в тухес, нервно ерзала на сидении и по лицам соседей пыталась понять это только мне в пукан печет или всем.



Под сидением расположена печка!



Неизменным всегда остается место кондуктора





Но главное, что до дома каких-то пять минут хромать!



Tags: urbantrip, Кривой Рог, абандон, друзья, зима, пешие прогулки, прогулки по городу, рекомендую, шахта
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 27 comments